Горький квест с кислым послевкусием

просмотры: 780, дата размещения: 18 сентября 2018
После выхода ее романов в серии "Больше чем детектив" Александре Марининой и впрямь захотелось нечто большего. И знаменитая детективщица неожиданно для фанатов перекочевала в иные жанры. Сперва попробовала себя в исторической прозе вкупе с семейной сагой. А нынче ее кочевье – в жанре психологического триллера.

Действие нового романа обернуто вокруг упомянутого в аннотации социального эксперимента: экстравагантный американский миллионер с русскими корнями собирает молодых людей и, отобрав смартфоны, удобные кроссовки и чувство самоуважения (как только бедную молодежь не распекают в этом романе!), помещает подопытных в среду, имитирующую советский быт 70-х годов.

Звучит интригующе? Увы! В новую обложку заботливо упакованы все типичные шероховатости марининского стиля. Персонажи, которым по воле Марининой выпало быть антагонистами, ежесекундно испытывают всю тягость ее брезгливого к ним отношения. Нравоучения, бесконечные и банальные, тормозят сюжет словно ямочный ремонт – движение. А этот знакомый протокольно-тяжелый слог! Берет ли слово рассказчик или автор смотрит на мир глазами своих героев – полицейского, романтической барышни иль мальчишки-школьника, – все бубнят на один манер:

"Лишний вес у него действительно был, пусть и немного, но был. Внешне Роман Дзюба выглядел просто очень накачанным, но сам он был убежден, что процент жира в его крепком тренированном теле превышает норму, и почему-то его это обстоятельство тревожило и раздражало. Впрочем, борьбу за сжигание жировых отложений он вел нерегулярно".

"Наташа продолжала стараться, чтобы не обмануть ожиданий подруги, и мучительно зубрила отрывки из текстов модных рэперов, чтобы не уронить планку и соответствовать".

"Мама и отец – не глупые, нет. Они просто другие. Они выросли в другое время. И с ними не получается контактировать и взаимодействовать так же, как он контактирует со своими ровесниками".

Постоянные читатели уже отметили, что "королева детектива" собрала в новом романе своих старых героев. Если бы самоповтором Маринина и ограничилась! Но нет. Дрогнула рука, чиркнуло перо по странице, и в образовавшийся прокол вдруг полезли те, кому положено бедокурить под обложками иных авторов. Вон несчастная дева со старинным именем Евдокия – ба, да это классическая героиня Устиновой! А вон те нагловатые, косноязычие ребята с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания явно сбежали от Донцовой. Беда в том, что у Донцовой уже к середине романа половину наглецов порешили бы при самых интригующих обстоятельствах. Тогда как у Марининой завязка столь слаба и размыта, что, не презентуй издательство главную фишку сюжета, вы бы до последней страницы недоумевали: что здесь затевают, из-за чего сыр-бор?

Все без исключения персонажи плоские. Чтобы читатель знал, кому сочувствовать, половина из них пахнет дурно, словно газетка в кошачьем туалете. Зато другая половина, такая же скучная, вызывает тем большее отвращение, чем громче нахваливает их автор. Вот, к примеру, Евдокия. Дуню любит полицейский Рома. Любит так, что готов ждать ответного чувства всю жизнь, готов простить ее измену, страхи, недоверие. Знаете, за что? За "врожденное умение расставлять приоритеты"!

"Она интуитивно понимала, что важно, а что второстепенно, что главное, а что – малозначительное. Именно это ее качество когда-то в одну секунду сразило Романа Дзюбу. Она тогда работала в ломбарде, а Ромка раскрывал какое-то убийство и пришел к ней с вопросами. Дуня очень старалась помочь, а когда Ромка удивленно спросил, почему она с такой готовностью делает даже больше того, о чем он просит, ответила: «Когда человека убивают, мне кажется, неприлично считаться, кто что должен и что не должен, все должны дружно взяться за руки и помогать друг другу, чтобы найти преступника. Разве нет?» В этих словах была вся сущность Дуни".

Те, кто водит хороводы, – хороводоводы...

Из Дуни пьет соки бывший любовник, манипулятор и садист. Пусть она сбежала от него, вернулась под крыло к Роме, но нет, бывший по-прежнему имеет над девушкой темную власть и всласть ею пользуется. Нежный, заботливый Рома утешает возлюбленную:

"- …Представляешь, какая может получиться экономия внутреннего ресурса? И мне кажется, это как раз то, что могло бы помочь тебе восстановиться".

От таких "душевных" разговоров где-то далеко заплакала Татьяна Устинова…

В итоге дочитан первый том из трилогии, а "триллер" и "психологический" по-прежнему лишь жанровый аванс, который Маринина не отработала. Не возникло у меня, у читателя, ни волнения, ни смятения, ни желания немедленно схватиться за продолжение. Экономия внутреннего ресурса колоссальная, и на том спасибо.

Любопытство вызывает лишь одно: как роман Марининой "Горький квест" умудрился выбиться в лучшие, в бестселлеры? Уже который месяц его электронная и бумажная версии возглавляют рейтинги самых популярных книг 2018 года. Вот загадка из загадок!

Может, хотя бы второй том "поисков Пешкова" даст мне ответ?

Книги, о которых эта публикация 3 книги